Цели, содержание и основные параметры отчета
Цели и основные параметры Отчета
Открытое акционерное общество «Атомное и энергетическое машиностроение» (далее – ОАО «Атомэнергомаш», Компания, Общество) выпускает настоящий Интегрированный годовой отчет (далее – Отчет), раскрывающий информацию о результатах деятельности Машиностроительного дивизиона Госкорпорации «Росатом» (далее – Дивизион) за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. и долгосрочных перспективах развития.
ОАО «Атомэнергомаш» традиционно придерживается годового цикла отчетности; предыдущий Отчет был выпущен в 2013 году по результатам 2012 отчетного года.
Нормативная база для подготовки Отчета
Отчет за 2013 год подготовлен с учетом требований следующих нормативных документов (в действующих редакциях):
- Стандарты серии АА1000 Accountability;
- Руководство по отчетности в области устойчивого развития международной организации «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI), версия G4;
- Международный стандарт интегрированной отчетности (IIRC);
- Стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» и др.
Комментарии о переходе на GRI G4
В Компании утверждены внутренние нормативные документы - Стандарт и Регламент публичной годовой отчетности.
Процесс определения содержания и подготовки Отчета
В роли инициатора и организатора процесса подготовки Отчета в Компании выступает Управление стратегического развития.
На первом этапе осуществляется подготовка Концепции Отчета, в т.ч.:
- осуществляется анализ предложений и замечаний заинтересованных сторон, сделанных в ходе предыдущей отчетной кампании;
- актуализируется методологическая база на основе применимых требований;
- проводится анализ лучших мировых практик в области публичной отчетности.
На третьем этапе проводится анкетирование членов Комитета по публичной отчетности, в который входят представители всех дирекций Компании по направлениям.
Критерии для определения существенности
Результаты анкетирования наносятся на карту существенных аспектов, которая включается в Концепцию отчета. Сформированный проект Концепции Отчета выносится на заседание Комитета по публичной отчетности ОАО «Атомэнергомаш», после утверждения которым представляется на общественном диалоге с заинтересованными сторонами.
В рамках диалога осуществляется анкетирование заинтересованных сторон. В анкете предлагается выделить из полного списка аспектов те, которые в первую очередь необходимо отразить в Отчете по мнению заинтересованных сторон. Результаты анкетирования корректируют расположение каждого аспекта по горизонтальной оси (влияние на оценки стейкхолдеров). Это позволяет не только учесть, но и проиллюстрировать мнения и запросы заинтересованных сторон.
По результатам проведенного Компанией анализа существенных аспектов в границы раскрытия информации не включаются предприятия за пределами Дивизиона.
Карта существенных аспектов
В соответствии с GRI G4 границы раскрытия информации определялись отдельно по каждому аспекту. В связи с этим по некоторым показателям охват ключевых ДЗОК был изменен:
- В связи с изменением контура управления ОАО «Атомэнергомаш» из периметра исключено ОАО «ДЕЗ».
- По некоторым аспектам периметр расширен. Для сопоставимости данных при раскрытии показателей по таким аспектам данные за предыдущие годы приведены в сопоставимом виде и в разбивке по ДЗОК.
- По некоторым аспектам периметр сокращен за счет предприятий, для которых данные аспекты не существенны и их данные мало влияют на итоговые величины показателей.
С контуром консолидированной финансовой отчетности можно ознакомиться в Приложении 2 (аспект №1).
Кроме того, в Концепции представляются приоритетные темы, на раскрытие которых делается акцент. В настоящем Отчете две приоритетные темы, выбранные на основании ключевых событий 2013 года, оказались неразрывно связаны между собой:
Никаких иных переформулировок информации не произошло.
Итоговая версия Отчета утверждена Советом директоров и Общим собранием акционеров.
ОГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Настоящий Отчет содержит ряд прогнозов в отношении финансовых и нефинансовых аспектов деятельности Компании, ее планов, проектов и ожидаемых результатов.
Слова «намеревается», «стремится», «ожидает», «оценивает», «планирует», «считает», «предполагает», «может» и иные сходные с ними выражения обычно указывают на прогнозный характер заявления.
В силу своей специфики прогнозы связаны с неотъемлемым риском и неопределенностью как общего, так и частного характера. На деятельность Компании, как в России, так и за ее пределами, может оказать влияние ряд экономических, политических, социальных, технологических и иных факторов, имеющих вероятностную сущность.
В связи с этим Компания отмечает, что фактические результаты могут существенно отличаться от выраженных, прямо или косвенно, в прогнозных заявлениях, содержащихся в Отчете.
Общество не утверждает и не гарантирует, что результаты деятельности, а также любые индикаторы и события, указанные в прогнозных заявлениях, будут достигнуты или произойдут, и не несет какой-либо ответственности за убытки, которые могут понести физические или юридические лица, принимающие решения на основании указанных прогнозных заявлений.
Обеспечение качества отчета
Внутренние процедуры
Во всех ключевых этапах подготовки Отчета принимает участие Комитет по публичной отчетности, действующий в соответствии с Положением о Комитете по публичной годовой отчетности ОАО «Атомэнергомаш». Его основной задачей является координация работ по подготовке Отчета, а также оценка существенности и полноты информации, раскрываемой в Отчете.
В процессе подготовки Отчета важную роль играет внутренний аудит. Его целью является выражение мнения об эффективности системы внутренних контролей при формировании публичной отчетности для обеспечения соответствия требованиям законодательства, локальных нормативных актов Госкорпорации «Росатом» и ОАО «Атомэнергомаш».
Основные задачи внутреннего аудитора:
- анализ регламентации и формализации ключевых процессов, связанных с формированием публичной отчетности;
- анализ эффективности внедрения ключевых контрольных процедур, обеспечивающих достоверность формирования публичной отчетности;
- оценка соответствия порядка формирования публичной отчетности действующему законодательству и внутренним нормативным требованиям, регламентирующим бизнес-процесс формирования публичной отчетности;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы внутренних контролей при формировании публичной отчетности.
Кроме того, в Отчет включается заключение Ревизионной комиссии, которая при осуществлении своей деятельности независима от должностных лиц органов управления Компании и действует в интересах акционеров.
Ревизионная комиссия осуществляет регулярный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Компании на предмет соответствия законодательству, Уставу Общества, нормативным актам Госкорпорации «Росатом» и внутренним нормативным актам Общества и по окончании года подтверждает достоверность финансовой отчетности, включаемой в Отчет.
Независимое профессиональное подтверждение
Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности (в т.ч. комбинированной) ОАО «Атомэнергомаш» в соответствии с законодательством РФ привлекло компанию ООО «ФБК», являющуюся одной из старейших российских аудиторско-консалтинговых фирм и в настоящее время входящую в число лидеров рынка профессиональных услуг по аудиту.
Приложение 8, Приложение 9 Аудиторские заключения
Ежегодно в процессе подготовки Отчета Компания привлекает профессионального независимого аудитора для проведения процедуры заверения Отчета. В отличие от финансового аудита нефинасовый аудитор не утверждается Советом директоров и выбирается в процессе стандартной процедуры закупки услуг.
Основным предметом проверки является соблюдение требований:
- законодательства РФ к годовым отчетам акционерных обществ в части раскрываемых сведений;
- Госкорпорации «Росатом» и внутренних локально-нормативных актов ОАО «Атомэнергомаш» в сфере подготовки публичной отчетности;
- руководства GRI G4 (для уровня «основной»);
- международного стандарта интегрированной отчетности;
- стандарта АА1000 Accountably Principles Standard 2008 (в части основных принципов).
Комиссия заинтересованных сторон и общественное заверение Отчета
Комиссия заинтересованных сторон – постоянно действующий орган системы публичной отчетности ОАО «Атомэнергомаш», осуществляющий свою деятельность на общественных началах в соответствии с Положением о Комиссии заинтересованных сторон ОАО «Атомэнергомаш». В состав Комиссии входят представители ключевых заинтересованных сторон ОАО «Атомэнергомаш», включая представителей Госкорпорации «Росатом», предприятий атомной отрасли, общественных и экологических организаций, экспертов и др. Цель деятельности Комиссии - выражение мнения и интересов заинтересованных сторон.
Основные задачи Комиссии:
- оценка существенности, полноты и объективности информации, раскрываемой в Отчете;
- подготовка рекомендаций по повышению качества Отчета с позиции заинтересованных сторон;
- общественный контроль процессов публичной отчетности.
В рамках подготовки Отчета за 2013 г. Комиссия по сложившейся традиции функционировала в формате общественных диалогов.
При этом Компания продолжает развивать функционал Комиссии, ориентируясь на международный опыт и best practice, согласно которым предметом изучения Комиссии является не только Отчет, но и деятельность Компании в целом.
С этой позиции выбор приоритетных тем Отчета был увязан с реализующимися проектами развития Компании – Формирование Стратегии в области устойчивого развития и Формирование Корпоративной системы управления рисками.
Таким образом, Комиссия в рамках диалогов обсудила не только Отчет, но и отдельные направления деятельности Компании. Члены Комиссии заинтересованных сторон в рамках процесса подготовки Отчета выполнили его общественное заверение.